23 июня, Крымский федеральный университет. Катастрофические последствия прошедших над Крымом дождей могли бы быть меньше, если бы в городской черте Керчи и особенно Ялты были расчищены русла рек. Об этом в эфире радио “Спутник в Крыму” заявил доцент агротехнологической академии КФУ им. Вернадского, климатолог Владимир Рябов.
По мнению специалиста, последствия наводнения усугубила не только сама мощность осадков, которая стала рекордной за последние 40 лет, но и неподготовленность городской инфраструктуры.
“Через Ялту протекает три горные речки. Но русла этих рек уже давным-давно забиты горными осадочными породами и землей до такой степени, что в некоторых местах этих рек образовали острова из наносов, на которых уже деревья выросли. Это значительно уменьшает их пропускную способность и как раз способствовало тому, что эти горные потоки вышли за пределы русел городских. То есть, очистка этих рек хотя бы в черте города значительно уменьшила эти последствия. Ну и конечно работа канализационно-ливневой системы, это особенно проявилось в Керчи”, – пояснил климатолог.
Если вспомнить историю метеорологических наблюдений, то в 1965 году над Ялтой прошли еще более мощные ливни, однако их последствия не были столь губительными, отметил Владимир Рябов.
“Тогда ливень выпал в основном над городской территорией, и потоки спокойно по направлению улиц стекли в море. А нынешний ливень выпал над горной системой, над Ай-Петринской яйлой. И все потоки с гор – а водосборная площадь Ялты очень большая – стекли в город, принеся с собой это огромное количество скальных обломков, щебня, глины и так далее, и изуродовав Ялту”, – сравнил эксперт.
Избежать ущерба от схода селей полностью невозможно, считает климатолог. Но можно было минимизировать их последствия.
“Селевые потоки формируются, в основном, там, где нарушена горная экосистема, сожжены или уничтожены леса и образовались пустоты, пространства, не покрытые лесом, которые создают условия для поверхностного стока. В этом отношении нужно вести борьбу с пожарами, заниматься облесением горных склонов и крымских яйл, которые являются водосборными зонами этих осадков и которые их распределяют. При наличии лесных насаждений на наших яйлах интенсивность таких потоков была бы значительно меньше”, – заключил Рябов.